«Большая стирка» — новый взгляд на театральный процесс

11 и 12 апреля на сцене театра кукол будет вновь показан спектакль театра «Большая стирка» «Стеклянный зверинец», в котором за роль матери актриса Наталья Катаева в прошлом году получила премию администрации города Перми в номинации «лучшая актёрская работа года». Режиссёр театра «Большая стирка» Дмитрий Заболотских рассказывает об уникальных особенностях творческого процесса пермского театра с необычным названием.

Дмитрий, Ваш театр выходит к зрителю нерегулярно. В чем причина?

Да, хотя наш театр существует уже 10 лет, но во многом он «виртуален». Это происходит потому, что нет своей площадки. Приходится работать «проектами». В нашем случае такой подход вынужденный. Мы приглашаем актёров из других театров, в частности ТЮЗа, для определённого проекта — спектакля. За 10 лет было несколько спектаклей, среди которых «Этот стул для вас» (импровизация по пьесам Эжена Ионеско), «Всё та же Пермь» (спектакль по материалам Пермских газет 100 летней давности), «Пук молний», «Стеклянный зверинец», были радиоспектакли и даже телеспектакль.

Очень оригинальные названия у Ваших спектаклей, как не менее оригинально и название Вашего театра. Почему театр называется «Большая стирка»?

Ну, главным образом, потому что наш театральный процесс похож на большую стирку. Знаете, когда накопиться много белья, и начинают стирать. Лучше, если руками. В корытах. С мылом. Воды на пол нальют. Шлепают босиком. Брызги, мокрые лица, закатанные рукава. Громкие звуки. Мыльная пена, пузыри, веселье, пар. А потом выжимают воду, раз, — и все чистое. «Большая стирка» — это, если хотите метафора катарсиса, просветелния.

Меня всегда отпугивала в театре некая учительская позиция. «Большая стирка» — это актёрский театр, в основе наших спектаклей лежит игра. Игра в простейшем смысле. Как дети играют. Как щенки играют. Игра даёт переживания высшего качества. Во время игры реализовывается непрожитый опыт, зачастую недоступный человеку в обычной жизни. Театр «Большая стирка» — это игра, дающая опыт. Играя в театре, актеры и зрители могут извлечь опыт, который накоплен за время жизни, но не осмыслен.

Как Вы можете определить жанр Ваших спектаклей?

В нашем театре нет прямого следования какому–либо жанру. «Большая стирка» — игровой театр, спектакли которого направлены на изучение и раскрытие проявлений человеческой души. Это, по сути, психологический театр.

Расскажите о замысле спектакля «Стеклянный зверинец». Мы знаем, что он тепло был принят критикой и зрителями в прошлом сезоне. В чём актуальность спектакля для пермяков?

Спектакль – новое прочтение одной из самых известных пьес американского драматурга Теннесси Уильямса. Острая, смешная и ностальгическая драма воспоминаний. История крушения иллюзий одной семьи. Географически действие происходит в Америке во время великой депрессии. Сейчас мы все знаем, что такое кризис. Именно во времена разрушения старого уклада жизни происходит наиболее полное раскрытие человеческих характеров. Мы играем не про американскую жизнь. Мы играем про нас. И про наши воспоминания. Воспоминания — это единственное, что у человека остается от прожитого времени. Все остальное «не совсем мое». Мои только воспоминания. У нас такой эпиграф к спектаклю:

Место действия — там, у них, и здесь, у нас.
Время действия — Теперь и Тогда.

А в чем актуальность спектакля? В том, что это рассказ о хрустальной мечте, которая несомненно есть у каждого человека.

Расскажите о премии за достижения в сфере культуры.

В 2009 году актриса Наталья Катаева получила премию города Перми в сфере культуры и искусства имени народной артистки Л.В.Мосоловой за роль Аманды в нашем спектакле. Спасибо городским властям за то, что заметили и поддержали талантливую артистку.

Как Вы считаете, чего не хватает театральной жизни Перми? Как её можно улучшить, на Ваш взгляд?

Жизнь Перми, кипучая с одной стороны, но с другой стороны несколько однообразная. Однообразная в подходах. Искусство и менеджмент становятся проектными. Люди в театре делают проект, приглашают режиссёра, актёров. Как известно, проект – это то, что имеет начало и конец. Таким образом, творческий процесс разбивается на фрагменты, театр распадается на проекты. Актеры не знают, попадут ли они в следующий проект. И проекты выбираются без их участия. А ведь театр – это дорога. А проект – только несколько коротких шагов. Хотелось бы, чтобы в городе была возможность найти свой путь разным коллективам, а не только театрам стационарным, имеющим свое помещение. Выходом могло бы стать создание общей для таких коллективов театральной площадки, дома актёра, например. В Перми должны возникать не только новые проекты, но и театры. Это было бы действительным показателем развития театральной жизни города.

Автор: Ольга Черкасова
Источник: CultPermi.ru

К прочтению!
Это пробная версия сайта, так сказать заставка. Мы планируем развернуть здесь полноценный региональный портал Перми. Ориентировочная дата запуска ресурса - середина лета 2015 года. Этот портал будет новостной направленности, так сказать все о Перми. "Культура, общество, политика" основной слоган сайта. Вероятно мы разместим и различные доски объявлений коммерческого направления. И да пребудет с нами правда!